Новые технологии изменят торговые центры

Усиление роли информационных технологий в повседневной жизни может повлиять и на облик торговых комплексов. Как полагают некоторые аналитики, в ближайшие 10 лет магазины в сегодняшнем виде могут уйти с рынка.

 

Эксперты проектного бюро Portner Architects считают, что торговые комплексы в их традиционном виде заменит формат шоу-румов с индивидуально ориентированным сервисом, основанном на инновационных информационных технологиях.  
«Доминирующий объем покупок продуктов (за исключением формата рынка со свежими продуктами) перейдет в интернет-среду с микрологистической сетью распределительных центров, типа британского Ocado. Остальные магазины будут действовать в формате шоу-румов и будут необходимы для того, чтобы покупатель смог «пощупать» товар и получить индивидуально ориентированный сервис», – рассуждают маркетологи Portner Architects.
Предпосылки к этим переменам созданы, считают в Portner Architects. Главным образом эти перемены связаны с развитием информационных технологий: доступного высокоскоростного Интернета, смартфонов, перехода на безналичную систему оплаты, что, в свою очередь, способствовало значительному увеличению продаж интернет-магазинов, развитию микрологистики и кастомизации производства товаров массового потребления. Хотя на сегодняшний день доля интернет-торговли на российском рынке составляет всего 3%, или около 14 млрд USD, что ниже, чем в странах Западной Европы (5-6%) и в США (10%), все это меняет покупательское поведение и отношение к походу в торговый центр уже сейчас. «Количество магазинов и хороший набор интересных арендаторов становится недостаточным фактором для привлечения большого потока покупателей. Уже сегодня посещение торгового центра – это не только шопинг, а способ отдохнуть, развлечься, провести время с комфортом и удовольствием. В поведении покупателей происходит крупнейшая революция со времен появления денег. И ее результат – полную переориентацию торговых центров в социально значимые места и лайфстайл-центры – мы ожидаем в России в ближайшие 10 лет», – прогнозирует Саша Лукич, управляющий партнер и главный архитектор проектного бюро Portner Architects.
Впрочем, далеко не все участники рынка согласны с таким прогнозом.
«Безусловно, девелоперы сейчас все больше внимания уделяют комфортному пребыванию посетителей в своих объектах, особенно внимательно подходят к общей концепции проектов, не только с точки зрения пула арендаторов, но и с точки зрения грамотного распределения потоков внутри комплексов, создания комфортных и атмосферных общественных пространств. Рынок ретейла, конечно, реагирует на современные тенденции, в области в том числе информационных технологий, внедряя их, где возможно, для более комфортного и порой даже более интересного процесса шопинга, однако полностью заменить привычный нам формат торговли таким образом вряд ли удастся», – рассуждает Екатерина Заволокина, руководитель проектов отдела стратегического консалтинга компании JLL в Санкт-Петербурге.
Станислав Ступников, руководитель направления торговой недвижимости «БестЪ», более категоричен: «Данное предположение скорее из мира фантастики, так как фраза «Общественные зоны в торговых центрах будут занимать более 50% площадей» предполагает резкое повышение арендных ставок, что мне кажется нереалистичным».
Впрочем, даже если такой прогноз и оправдается, девелоперы говорят, что к нему уже готовы. Управляющий партнер холдинга «Ай Би ГРУПП» Юрий Борисов рассуждает: «Форматы шоу-румов совершенно не пугают нас как девелоперов и управляющих торговыми центрами. Более того, в своих перспективах мы уже апробируем такой способ продажи соответствующих товарных групп, ранее представленных исключительно розничными магазинами».

Мнение:

Игорь Кокорев, руководитель отдела стратегического консалтинга Knight Frank St Petersburg:
– Увеличение площади общественных пространств до 50% не очень вероятно, поскольку большие, не приносящие дохода площади ухудшают экономику проекта. Увеличение мест для проведения досуга более вероятно не за счет просто общественных пространств, а скорее за счет увеличения доли коммерческих помещений, рассчитанных на проведение отдыха и досуга.

Другие статьи по теме: